|
Насосы шестеренные типа «Ш» и агрегаты
электронасосные на их основе
предназначены для перекачивания
нефтепродуктов (масло, нефть, мазут,
масло ОМТИ, дизельное топливо, в том
числе для подачи мазута в котельных
установках) без механических примесей с
кинематической вязкостью 0,018*10-4…22,00*10-4
м2с (1,08 – 300 °ВУ) и
температурой до 70°С (по заказу до
100°С).
Насосы и агрегаты выпускаются в
климатическом исполнении У, категории
размещения 3 или Т2, Т5 по ГОСТ 15150-69
Для заказов Регистра РФ насосы (агрегаты)
изготавливаются в климатическом
исполнении ОМ категория размещения 2
ГОСТ15150-69, и могут устанавливаться на
судах морского флота с неограниченным
районом плавания, а также в машинном и
котельном отделениях судов, имеющих знак
автоматизации А1 и А2 в символе класса
Регистра РФ.
Параметр |
Обозначение |
Значение |
Ед. измерения |
Подача |
Q |
37,5 |
м3/час
|
Давление насоса |
P |
2.50 |
кгс/см2 |
Частота вращения |
n |
980
(16.33) |
об/мин (сек-1) |
Мощность двигателя |
N |
11.00 |
кВт |
Вакууметрическая высота
всасывания |
hвсас |
5.00 |
м |
Масса агрегата |
m |
264 |
кг |
|
|
По принципу действия
шестеренный насос объёмный. Направление вращения
ведущего ротора насоса - правое (по часовой стрелке),
если смотреть со стороны привода. По заказу могут быть
изготовлены насосы с левым направлением вращения, с
нижним расположением вала. Насосы с левым направлением
вращения поставляются без электродвигателя и рамы
(плиты).
Насос состоит из следующих основных деталей и узлов:
рабочего механизма, корпуса с крышками, торцового
уплотнения и предохранительного клапана.
Рабочий механизм состоит из двух роторов - ведущего и
ведомого.
Ведущий ротор состоит из вала, на котором установлены по
посадке с натягом две шестерни с косыми зубьями. Одна
шестерня с левой, а другая с правой нарезкой. Шестерни
установлены так, что образуют одну шестерню с шевронным
зубом.
Ведомый ротор имеет на своем валу такие же шестерни, как
и ведущий ротор, но одна шестерня закреплена жестко,
другая свободно. Такая установка шестерни дает ей
возможность при работе насоса самоустанавливаться
относительно зубьев ведущей шестерни для компенсации
неточности установки шестерен на валу ведущего ротора.
Вращение ведомый ротор получает через шестерню от
ведущего ротора. Роторы устанавливаются в специальные
расточки корпуса.
С торцов корпус закрывается задней и передней крышками.
При вращении роторов на стороне всасывания создается
разрежение, в результате чего жидкость под давлением
атмосферы заполняет межзубьевые впадины и в них
перемещается из полости всасывания в полость нагнетания
(вход и выход жидкости указан стрелками).
Уплотнение ведущего вала насоса - одинарное торцовое,
расположено в передней крышке. Оно состоит из
подпятника, пяты, пружины сальника, кольца, кольца
упорного и кольца. От проворачивания подпятник
стопорится штифтом.
Предохранительный клапан предохраняет насос от
перегрузки по давлению и состоит из клапана, с
резиновым кольцом, пружины, наконечника, регулировочного
винта, крышки клапана, колпачка, прокладок, гайки. Он
предназначен для кратковременного перепуска
перекачиваемой жидкости из полости нагнетания в полость
всасывания, в случае повышения давления в напорном
трубопроводе выше допустимого.
Регулирование клапана производится регулировочным
винтом, который стопорится гайкой и закрывается
колпачком с прокладкой.
Предохранительный клапан отрегулирован на
заводе-изготовителе на давление полного перепуска, не
превышающее давление на выходе из насоса более чем в 1,5
раза при вязкости перекачиваемой жидкости 0,75-Ю"4 м2/с
(10°ВУ) и опломбирован гарантийной пломбой по
ГОСТ18677-73 Тип 1. |